Интервью с Дмитрием Мартьяновым

06 апреля 2009

Начнем с банального вопроса, как ты пришел к киестроительству?

Поступив в институт, я обнаружил рядом бильярдную, куда мы и стали ходить с друзьями. Сначала это было просто развлечением, но потом появился уже чисто спортивный интерес. Помню, там стояли пуловские жетонники SAM Billiards, русские 12-й футовые столы и одна «десятка». Со временем игра стала занимать больше времени, чем институт. Да играли, в основном, в пул. Затем я устроился работать маркером уже в другую бильярдную. Там проработал около года, потом уволился и стал искать новое занятие.

Долгое время мне ничего не подворачивалось и, в конце концов, я решил устроиться в мастерскую по изготовлению киев. Думал, временно, чтоб без дела не сидеть. Но оказалось это весьма увлекательно, и о поисках другой работы я уже и не помышлял. Отработал я там порядка трех лет, после чего по причине расхождения во взглядах с директором мастерской, я с группой товарищей отделился для создания собственного предприятия.

Через год самостоятельной работы стало понятно, что такой небольшой бизнес не выгоден – нас было трое, а кии делал я один. Я подумал-подумал и выкупил доли своих компаньонов и стал работать в одиночку, собственно, с этого момента и началась самостоятельная деятельность.

На начальном этапе творческого становления кто на тебя оказал наибольшее влияние? Ты вообще был тогда знаком с кем-нибудь из мастеров?

Да нет, таких людей не было. Сначала это была просто работа, просто делал кии, знакомился с технологиями. Экспериментировать я начал намного позже, где-то на третьем году деятельности. А знакомиться с мастерами, более внимательно изучать их работы стал уже позже, работая один. Если говорить о влиянии, то в основу здесь легла традиционная школа, то, что у нас называется «венский запил», цельноклиновая конструкция. Никто меня не учил, я просто пытался что-то подсмотреть, скопировать; анализировал что вижу.

Другой важный момент: я много занимался обслуживанием киев, их ремонтом, поэтому сразу видел наиболее слабые места конструкции, что чаще всего ломается. Что надежно, что не надежно, какие кии лучше играют и почему: профиль, толщина, баланс, вес и т.д. Главным образом, я равнялся на «поповские» кии.

А было у тебя какое-то «столярное» образование до того как ты занялся изготовлением киев?

Ну, строго говоря, нет. Кроме того, что я в раннем детстве немного занимался судомоделизмом, можно сказать, что нет у меня такого образования.

Что такое кий в твоем понимании?

Бильярдный кий — это инструмент для игры на бильярде, изготовленный из дерева. Он должен быть надежным, долговечным, красивым и игровым.

Игровые качества кия — вещь в некоторой мере субъективная. Дай один и тот же хороший кий двум квалифицированным игрокам, получишь разные оценки. Только плохой кий оценивается всеми одинаково. У каждого бильярдиста своя игровая школа, своя техника и манера игры, каждый привык к определенным игровым характеристикам. Поэтому и само понятие «игровые качества», с одной стороны, сильно размыто, а с другой стороны, очень индивидуально. Опираться на мнение игроков нужно обязательно соотнося его со своим опытом.

Внешний вид, дизайн, финишное покрытие — гарантируют тактильную комфортность ощущений игрока и психологическое удовлетворение от владения красивой вещью.

И, конечно, бильярдный кий должен быть надежным инструментом, который не расклеится, не покривится, не развалится на части и будет служить долго.

Что такое кий ручной работы?

Перед тем как ответить на этот вопрос, я хотел бы сначала разделить два понятия:

  1. кии серийные и штучные,
  2. ручная работа и механическая обработка.

Один кий можно делать абсолютно индивидуально от начала до конца. Следующий сделаный кий будет уже другим. Это штучная работа. А можно делать одновременно 10-20-100 киев, сначала все распилить, потом все заклеить, потом профилировать. Высверлить все отверстия под отгрузку, вклеить одинаковые грузы. Поставить наклейки. Мы получим 10-20-100 серийных киев.

Кий можно сделать полностью вручную. Рубанком и наждачной бумагой. А можно выточить на токарном станке (резцом или фрезой). В первом случае — ручная обработка, во втором — машинная.

Так вот, возвращаясь к вопросу. С моей точки зрения, кий ручной работы может быть сделан и руками, и на станке. Но, в любом случае, это штучная работа, при которой мастер добивается максимально возможного результата, подбирая оптимальные параметры именно для этого кия, соблюдая технологию, опираясь на свои квалификацию и опыт.

Я остаюсь приверженцем старой школы киестроения. Я работаю рубанком. Но, к примеру, ярким образцом высокотехнологичной штучной работы являются кии Виктора Федорова — и это кии ручной работы.

Вот, что еще хочу сказать. Мастер должен учитывать совокупность всех требований к будущему кию в каждый момент времени его изготовления, чтобы работая над ним всегда понимать к чему приведут его действия. В случае лишь простого следования технологии можно получить просто хороший результат, но не более того.

Каким должен быть идеальный кий? Или это надуманное понятие?

Это понятие не надуманное. Идеальный кий существует, и у каждого игрока он свой. Это напрямую связано с субъективными ощущениями. Каждый воспринимает один и тот же кий по-разному. Если у вас есть возможность общаться с мастером, через него вносить доработки, то это один из вариантов получения собственного «идеального кия».

Как ты считаешь, к «кастому» при производстве может прикасаться кто-то кроме мастера?

Какие-то операции могут исполнять помощники. В каждом деле есть рутина, нечто механическое. Но, в идеале, все должен делать мастер. В реальном же производстве приходится идти на компромиссы.

Несколько слов о технологических подходах при обработке заготовки, что есть и каковы твои предпочтения?

В основной массе, конечно, преобладает токарная обработка. При этом может использоваться либо резец, либо вращающаяся фреза. Я пробовал оба способа. Последнее предпочтительней, на мой взгляд, т.к. фреза режет волокна древесины, а резец их рвет.

Другой вариант обработки чисто ручной – строганием рубанком. Лично мне кажется, что это оптимальный способ, мне больше нравится, как при этом ведет себя кий. Я не могу объяснить это с научной точки зрения, но мне кажется, что при строгании не возникают те неравномерные напряжения конструкции как при проточке. Есть какая-то мертвость в готовом кие. Хотя я держал в руках и очень хорошие кии, обработанные резцом.

Если смотреть с чисто технологический стороны, то рубанок вот еще чем хорош: строгание это многоэтапная, довольно долгая обработка и при этом дерево успевает адаптироваться к изменению формы, сбросить внутренние напряжения, все-таки материал-то живой, не пластик. Вот за счет этого можно получить более надежный, долговечный и предсказуемый игровой инструмент, если сравнивать с чисто токарной обработкой. Многие, конечно, будут мне возражать, и это понятно. Подавляющее большинство мастеров делает свои кии с использованием более технологичных методов. Да и к тому же идеально ровно рубанком не сделаешь, а есть такие клиенты, для которых очень важна точность обработки, они, я думаю, мой или «поповский» кий никогда не купят, потому что они выстроганы.

Какую древесину ты используешь в основном, какую считаешь оптимальной?

В последнее время я все больше работаю с эбеном, самой востребованной породой, все хотят играть «черными» киями. А мне нравится дерево с не самой высокой плотностью — 0.8-0.9, как правило, сюда входят большинство палисандров, некоторые породы эбеновых, но в основном это все-таки палисандры.

Для шафта я использую граб. Для декоративных элементов из дерева мне очень нравится кокоболо, бокото, тюльпановое дерево, а также капы и корни.

Твое отношение к альтернативным материалам в киестроительстве?

Если говорить о пластиках, то я их категорически не принимаю. Я не могу это аргументировать, у меня отторжение происходит на чувственном, тактильном уровне. К тому же я до сих пор не видел хорошего пластикового кия, никому пока не удалось его сделать.

Используешь ли ты композитные материалы?

Немного да. Там где это необходимо: стаканы, бандажные кольца в районе стыка и на пятке.

Расскажи, пожалуйста, о твоем подходе к изготовлению резьбовых соединений.

На мой взгляд, картину наиболее близкую к цельному кию дает стык «дерево в дерево», когда торцы шафта и турника деревянные, т.е. между ними нет никаких текстолитовых, металлических и т.п. прослоек. Что касается резьбовой части, то здесь основная задача — это подобрать материалы, подходящие друг к другу по трению, достаточно легкие и прочные.

Здесь важный момент: чтобы части кия в районе стыка были одной заготовкой. Чтобы после распиливания и установки стыка волокна древесины на турнике и шафте были бы ориентированы, как у заготовки до ее распила. Т.е. кий делается цельным, а потом пилится пополам.

Что ты можешь сказать по поводу чисто деревянных стыков, с деревянным шурупом?

Сразу скажу — сам не делал и не играл такими киями. А вот ремонтировать приходилось. На мой взгляд, такие стыки попросту не надежны, с этими киями возникает больше проблем в процессе эксплуатации.

В этом вопросе есть компромиссный подход – изготовление винта из композитного материала (G10, например). Такие материалы по прочности не уступают металлам, но в разы легче. И, разумеется, как композитные материалы много стабильней древесины. Такой стык я устанавливал на один из своих киев и результат мне очень понравился в плане игровых качеств и надежности: уменьшился вес в центре кия, при работе с плотными породами легче добиться нужного баланса.

Давай поговорим о клеях, весьма тонком связующем звене в производстве кия.

Начнем с клеев натуральных: мездрового, осетрового, костного. Мездра – это соскоб с внутренней поверхности кожи животного, та субстанция, с помощью которой кожа крепится к мышцам. Костный клей – это состав, сваренный из хрящей и костей. Соответственно, осетровый (карлук) – из плавательного пузыря осетровых рыб.

Есть современные синтетические клея: эпоксидные смолы, полиуретановые, ПВА-подобные. У американцев есть опыт использования цианоакрилатных клеев. К эпоксидным клеям я отношусь весьма скептично: изначально эти вещества создавались скорее как связующее, наполнитель для заливки трещин.

А какой клей используешь ты?

Я предпочитаю клеевую смесь природного происхождения. Я пришел к этому чисто экспериментальным путем. В процессе пробовал все, но остановился на натуральных клеях. На мой взгляд, такая склейка лучше передает вибрации, правильней передается ощущение удара.

Еще один очень серьезный плюс натурального клея — меньшая вероятность искривления: при изменении влажности, влага свободно перемещается по кию, в отличие от синтетики, когда клеевой шов создает влагонепроницаемую границу. Хотя у этого клея есть и минусы: в отличие от синтетических клеев, он менее влагостоек и хуже переносит жару. Но я не вижу в этом большой проблемы, т.к. кий предназначен для эксплуатации в нормальных условиях, а не в сауне.

Методы отгрузки кия, твои предпочтения?

Что касается методов внедрения груза в кий, есть два: с торца и сбоку (фронтально). Фронтальная отгрузка при нормальном цикле изготовления позволяет избежать искривления турника, т.к. груз вставляется в заготовку до начала ее обработки. Минус такого способа в том, что груз может встать не совсем соосно.

При торцевой загрузке готовый кий высверливается со стороны «пятки», после чего туда вклеивается груз.

Груз может быть сделан из стали, латуни или свинца. Сталь и латунь – материалы очень жесткие, звонкие. Если разболтался груз или необходимо сделать кий легче/тяжелее, высверлить такой груз очень сложно. При этом кии неприятно звучат при ударе.

Из всего перечисленного я предпочитаю торцевую загрузку свинцом.

Что ты думаешь по поводу русского кия с регулируемым весом?

Я думаю, каждый мастер старается выжать из заклеенной заготовки максимум возможного. Подобрать оптимальный профиль, баланс, вес и т.д. Кий сделали, отрегулировали, довели, он «играет» — лучше больше ничего не трогать, это законченный продукт. Невозможно изменить вес, не потеряв сбалансированность всех остальных качеств. Изменение одного параметра может очень сильно повлиять на игровые ощущения, на поведение кия.

Если говорить о фабричных киях, то здесь регулировка веса нужна. У пользователя должна быть некоторая возможность подогнать кий под себя.

А кии ручной работы должны оставаться такими, какими их видит мастер.

Какие кии лучше: цельные или «двойки»? Что можешь сказать о трехсоставных?

Я делаю и цельные, и двойки, но, как игрок, я отдаю предпочтение цельным киям. Двойки – это компромисс, они придуманы для удобства переноски, а не для того, чтобы кий лучше играл.

Трехсоставные кии хорошо играют, но мне не нравятся с конструктивной точки зрения: диаметр кия в районе последнего стыка уж очень маленький и не позволяет сделать соединение надежным.

Каково оптимальное количество клиньев в кие?

Количество может быть любым, главное — чтобы были клинья, а толщина зависит от их количества и угла запила. Желательно чтобы этот угол был острее. Лично я предпочитаю 6-10 клиньев, но делать приходится больше: цельные 10-14 клиньев, «двойки» — 14-18, таковы пожелания заказчиков.

В 30-50-и запильных киях чего больше: имиджа или здравого смысла?

Количество клиньев, которое можно разместить, к примеру, в цельном кие с углом запила 8 градусов и толщиной клина в полмиллиметра — 50-54. При уменьшении угла запила, количество клиньев сокращается, а сложность работы резко возрастает. Очень трудоемко собирать кии с узким и тонким клином. Я считаю, что такие вещи делаются из спортивного интереса – получится, не получится. В порядке эксперимента я сделал 32-х запильный кий (толщина клина 0.5 мм, угол 5 градусов). Кий получился очень хороший, но, я бы не сказал, что лучше моих «шестиклинок». В любом случае, такой кий это имиджевая вещь, т.к. это очень дорогая и сложная работа.

Если бы ты нашел «рецепт» отличного беззапильного кия, ты продолжал бы запиливать?

Я буду запиливать, потому что я вижу кий именно таким.

Как ты относишься к слоеным, корончатым конструктивам?

Начнем с того, зачем та или иная конструкция применяется в кие, что она дает. Сегментированные шафты – по логике штука очень интересная и правильная, но в реальности я еще не встречал ни одного правильно заклеенного шафта такой конструкции. Для того, чтобы шафт был жестким, он должен быть равномерно проклеен, должна быть равномерная толщина клеевого шва, т.е. в момент склейки его нужно одинаково сжимать по всей окружности и длине. В реальности сделать геометрически одинаковые сегменты не получается, поэтому и не удается реализовать равномерное прилегание одного сегмента к другому, отсюда появляются зазоры, которые просто залиты клеем. Геометрическая неоднородность заготовок еще полдела, они, ко всему прочему, имеют неодинаковое внутреннее напряжение, т.е. в готовой конструкции один сегмент будет тянуть сильнее и если это напряжение будет заметным, то и шафт может «повести». В общем резюме такое: чтобы успешно реализовать такой подход, нужна древесина абсолютно одинаковая, чего в реальности не бывает. Я пробовал делать и слоеные и сегментированные шафты и понял, что реализовать их в жизни по-хорошему не удается. Гораздо надежней работать с цельным куском дерева. Все вышесказанное одинаково справедливо и для турняков и для шафтов.

Единственные наборные конструкции, которые я использую в работе – это классическая клиновая переклейка, а для пуловских киев иногда — четырехзубая корона.

Что касается корон — я считаю, что она должна быть длинной, должна быть цельным элементом, изготовленным из одного куска дерева.

Как кий меняется на протяжении жизни, что нужно, чтобы он играл всю жизнь?

Сразу скажу, что кий будет отличаться от себя самого, скажем, через полгода от начала существования. Как правило, в лучшую сторону. Дерево будет набирать влагу из окружающей среды, никакие защитные покрытия не помогут. В течение года вес кия может меняться на 10 грамм. Соответственно, и игровые характеристики «гуляют», больше влаги – кий «тупее», мягче.

Правила ухода довольно простые: держать кий чистым в сухости и тепле. Если руки сильно потеют, протирайте регулярно кий сухой салфеткой. Можно также воспользоваться специальными защитными покрытиями, которые сейчас продаются. Не допускайте сильных температурных перепадов, кий должен храниться и эксплуатироваться при комнатной температуре и нормальной влажности. Одним словом: не храните кий в машине и не играйте в сауне.

С другой стороны, можно просто регулярно отдавать кий мастеру на профилактику. Это, на мой взгляд, самый лучший вариант, ведь когда один и тот же человек ухаживает за вашим кием в течение долгого времени все проще: мастер уже знает ваши предпочтения (наклейка, покрытие). Точно также как вы делаете ТО на своем автомобиле.

Составные кии «двойки» лучше хранить в разобранном состоянии. В скрученном состоянии, за счет того, что резьбовое соединение невозможно установить абсолютно идеально, в районе стыка возникают небольшие напряжения, которые могут привести к искривлению. Вероятность этого не велика, но я рекомендую все же не рисковать. Также не рекомендую хранить кий в подвесе по близости от источников тепла и на сквозняке.

Твое мнение по поводу киев эконом-класса? Или бильярд — это удел элиты?

Бильярд – это демократичная игра, доступная многим. Поэтому кии эконом-класса должны быть. Главное, чтоб их делали надежными, ровными и прямыми.

Можно ли сделать хороший русский серийный кий? Можешь ли ты кого-то назвать?

С моей точки зрения хороший серийный кий – это надежный инструмент со стабильными игровыми характеристиками. Чтобы реализовать это в жизни нужно: достаточное количество выдержанной древесины, технологический цикл должен быть достаточно длительным по времени. Ну и, конечно, постоянный анализ всех составных элементов: груз, пятка, резьбовое, стаканчик. Как? Что? Почему? Какие слабые места: что трещит, кривится, ломается и т.д.? Сюда же относятся: защита древесины, пропитка, лаки. На мой взгляд, самый яркий пример реализации такого подхода – фирма Longoni, выпускающая вполне приличные русские кии.

Что касается отечественных производителей, то это Константин Лохно. По моим наблюдениям, его кии очень мало меняются со временем, с ними ничего критического не происходит. Кии хорошо играют и они стабильно одинаковы.

Сам Константин – человек «в теме», сильный бильярдист. Человек очень хорошо разбирается в том, что он делает и для чего.

Как русский кий эволюционировал за последние 100 лет? Каким он будет в будущем?

Менялись игры, менялось оборудование, шары и, соответственно, требования к кию. С другой стороны, уровень требований также зависит от популярности игры, как следствие, от количества вовлеченных в спорт людей. Чем больше рынок, тем жестче требования к качеству, надежности, игровым свойствам продукции, появляется конкуренция. Рост популярности русского бильярда, пришелся на последние 20-30 лет, отсюда и бурное эволюционирование оборудования. А в предыдущие 70-80 лет мало что менялось.

Если сравнивать эти два периода, то можно сказать, что конструкция кия усложнилась, увеличилось количество клиньев, увеличилась их длина, выбор древесины стал гораздо богаче, из школьных линеек уже кии не набирают. Финишные покрытия, лаки, клея – тоже все новое. Специализированное оборудование стало доступней, возросла точность изготовления элементов. В конструкции русских киев стали чаще появляться сложные переклейки, появилось больше заимствований из пуловской области.

В будущем, я думаю, будет сохраняться тенденция к повышению качества и надежности киев, пока в ближайшие 10-15 лет период становления индустрии не завершится. Принципиальных изменений в конструкции не будет. С ростом массовости производства, вероятно, больше будет цельных шафтов. У мастеров (мастерских) появится возможность заготавливать большее количество заготовок для шафтов и по ходу производства отбирать лучшее. Все будет более или менее традиционно, я не думаю, что композитные материалы и ракетные технологии придут в киестроительство.

Почему именно кии для РП так востребованы в России, хотя очень много людей (по моим прикидкам — не меньше) увлекается пулом, но играет фабричными изделиями? Есть ли разработки в области «постройки» киев для пула и какие в целом перспективы у этого направления кьюмейкерства?

Наверно, вопрос все-таки о том, почему кии для пирамиды делаются в России, а для пула практически нет. Потому что русские кии делаются только в России, пирамида, по большому счету, распространена только у нас. А пуловские кии качественные и недорогие выпускаются во всем остальном мире. В этом секторе, на рынке фабричных пуловских киев конкурировать российским производителям пока нереально. Если говорить о пуловских киях ручной работы, то они есть, есть люди, которые этим занимаются и я в их числе. Хороший «мастеровой» пуловский кий будет стоить приблизительно одинаково у нас, в Штатах и Европе.

Будешь ли ты делать кий целиком по требованиям заказчика?

Если требования заказчика выходят за рамки моей концепции кия, то нет. Потому что это будет уже не мой кий. У меня должен быть стимул в виде интереса в процессе работы. Просто иногда у заказчика бывают совершенно бредовые идеи, когда клиент ростом 154 см, требует сделать кий длинной 185 и балансом 60 см. Это не выдумка, такой человек ко мне реально обращался.

Был другой случай, когда ко мне пришел клиент, говорит, что у него отец физик, он долго рассчитывал свой кий, ему нужны такие-то и такие-то параметры. И при этом выдал свою теорию, зачем ему это нужно. Все сказанное не противоречило моим взглядам на предмет.

Наверно, встречаются въедливые клиенты?

Да, бывает, человек решит, что ему нужен кий именно 697 грамм в точности, а диаметры должны совпадать с заявленными через каждые 10 см. При этом требуемый профиль может совпадать с моим видением, моей концепцией. В этом случае я буду делать, как требует заказчик. Он потом приедет, будет долго промерять, под лупой рассматривать.

В противоположность этому типу клиентов, есть другие. Более адекватные люди, которые понимают, что невозможно все в точности исполнить, что дерево – живой материал, требующий последующей доводки, подгонки. В этом случае мы общаемся, договариваемся, ищем компромиссы. Если что-то совсем не устраивает, через какое-то время переделываем, это совершенно нормально. Суть-то в том, что кий я делаю не для себя в конечно счете, а для клиента. Другое дело, что я тоже хочу, чтобы изготовление конкретного кия было интересно для меня, я хочу вложить в инструмент свои идеи, свое понимание игры. Делая кий, я как бы расставляю определенные акценты, подчеркиваю определенные игровые качества и мне важно, чтобы клиент это заметил. Такая обратная связь для меня крайне важна.

Кто из известных людей играет твоими киями?

Боюсь, что полной информацией я не располагаю, я не знаю всех владельцев. Видел по телевизору Владимир Меркулов играл моим кием в матче с Паламарем.

Можешь ли ты сам снять мерки с клиента и произвести идеальное «орудие» для него?

Нет. Но если ко мне придет клиент и объяснит, что ему нужно, то, взаимодействуя с ним, мы в итоге получим «идеальный» для него кий.

Что ты думаешь об очень больших и очень маленьких киях, соответственно, для высоких и низких людей?

Здесь нет прямой, четкой связи с ростом. Плюс есть другие факторы: размах рук, высокая/низкая стойка, игровая техника (короткий/длинный мост, место хвата). Если говорить о сложившихся игроках, то очень высокие необязательно будут играть длинными киями, а низкорослые – короткими.

Будем считать, что стандартная длинна русского кия – 160 см. Хотя некоторые мастера сейчас делают в стандарте — 162 см.

В качестве примера могу привести своего знакомого — мастер спорта, рост около двух метров, играет кием длиной 158 см, т.е. даже чуть короче стандарта.

Другой пример. Мой клиент, не спортсмен, но играющий очень хорошо. Рост его в районе 160 см, а кий – 154 см. Как видите, прямой связи нет.

Можно ли, заказав у тебя кий, от него отказаться (не лёг в руку, цвет не такой…)?

Здесь все как везде. Скажем, вы заказали машину, а потом передумали. Можете вы от нее отказаться. Заплатив неустойку, да. С киями все то же самое. Если есть какие-то конкретные пожелания по улучшению кия, то я буду этим заниматься, и необязательно вам придется за это доплачивать.

Каковы типичные сроки изготовления кия?

В первую очередь сроки зависят от сложности работы, количества переклеек. Если брать кий без переклеек, обычную монолитную «двойку», то, по моему мнению, весь процесс изготовления должен занимать 3-4 недели. В этом случае можно получить какой-то предсказуемый результат: надежный, долговечный кий. Конечно же, при условии использования качественного, выдержанного дерева.

Приведу пример — Андрей Большаков. На его киях шафты монолитные, без переклейки. При этом они отличаются очень высокой надежностью. Весь секрет в том, что полный технологический цикл изготовления шафта составляет порядка 9-12 месяцев.

При наборной конструкции производственный цикл должен занимать как минимум два месяца. Если быть точным, то сам процесс начинается существенно раньше – с момента покупки мастером древесины, которая потом выдерживается от 2-3 месяцев до года. Некоторые бруски и доски лежат годами. После каждой операции — раскроя, шлифовки, склейки следует обязательная выдержка. И с момента выпиливания клиньев до готовности кия обычно проходит как минимум 2-3 месяца.

Правда ли, что у тебя есть кий, который ты делаешь только в хорошем настроении?

На самом деле он такой не один, иногда их бывает много. Это те кии, которые я делаю для себя, для души. Бывает, что неожиданно в голову приходит идея, и мне хочется ее воплотить. При этом я не спешу и поскольку кий не заказной, я никак не ограничен по времени и занимаюсь им только когда мне этого действительно хочется. Временами таких киев одновременно в работе штук пять. Чаще всего так бывает с пуловскими киями, которые более разнообразны по конструкции и возможности сочетания разных пород древесины, ими я часто занимаюсь именно для души.

Какое оборудование необходимо для производства киев, где его купить и сколько оно стоит?

Вопрос веселый, хороший. Для начала нужно определиться, по какой технологии человек собирается делать кии. Как правило, обязательно необходимо следующее: верстак столярный, электрофуганок, ленточная пила, циркулярная пила, токарный станок по дереву, токарный станок по металлу, точило. Может понадобиться пульверизатор с компрессором, для покрытия лаком.

Купить все можно в интернете, есть куча фирм торгующих соответствующим оборудованием, сейчас выбор очень хороший. Для примера, хороший станок по металлу стоит порядка 150-300 тысяч рублей, по дереву несколько меньше. Ленточная пила — 30-40 тысяч.

Если говорить о токарных станках по металлу, то я могу посоветовать покупать подержанный отечественный. Пусть ему 20-30 лет, но если он в рабочем состоянии — он будет надежней и точнее, чем современные аналоги. К тому же, он намного дешевле.

Если планируется выполнение инкрустаций, то понадобится фрезерный станок с делительной головкой, либо ЧПУ, можно, в принципе, обойтись обычной бормашинкой. Вот, пожалуй, и весь джентельменский набор.

Для каких дисциплин ты делал кии? Что было проще?

Для всех делал: пирамида, пул, снукер и даже карамболь. Какие кии проще делать? Да, наверно, для той игры, которую лучше понимаешь. Если не брать русский бильярд, то проще всего мне делать кии для пула, который я тоже очень люблю. В пул хоть редко, но играю, поэтому довольно хорошо понимаю, что должен из себя представлять инструмент для этой игры.

Что касается остальных дисциплин, то опыт производства и игры минимален: я сделал один карамбольный кий и два снукерных. Не могу однозначно утверждать, что все получилось и удалось. Могу только сослаться на мнение заказчиков, которые в итоге очень хорошо отзываются об этих моих экспериментах.

Бытует мнение, что одни кии лучше играют «чужих», а другие «своих». Может быть лучше иметь в арсенале два кия?

Нет, я не думаю, что так будет лучше. По моим наблюдениям, да, действительно, кием с передним балансом проще забивать «чужих», а с балансом смещенным назад – «своих».

В первом случае легко забивается прицельный шар, но трудно контролировать биток, во втором случае – наоборот. И удары сами по себе слишком разные. Поэтому я сильно сомневаюсь, что игроки достаточно легко и быстро будут перестраиваться с одного кия на другой. К тому же, в реальности, кроме задачи забить, есть необходимость сделать выход, т.е. проконтролировать и «свой», и «чужой» шары. Поэтому я считаю, что нужно искать в конструкции золотую середину, то, что я называю «хорошо сбалансированный кий».

Какие параметры кия ты предпочитаешь: наклейка, профиль, баланс? Какие любимые игры?

Наклейка Triangle, диаметр 12,6-12,8 мм, длина кия 157 см, баланс 39-40 см, вес в диапазоне 710-715 грамм.

Любимые игры русский бильярд и пул. На русском столе больше нравится «сибирка», люблю поиграть неторопливо, в спокойном темпе. «Американка» очень динамична и требовательна к кладке, чтобы с удовольствием в нее играть надо постоянно тренироваться, быть в форме, а моя профессиональная деятельность не оставляет на это времени.

А в пуле предпочитаю «14+1», «девятку» и «восьмерку». Пробовал играть в трехбортный карамболь, очень понравилось.

Какая из дисциплин, игр на твой взгляд самая объективная для оценки мастерства?

Думаю, самым справедливым будет многоборье, несколько игр. Не знаю я такой игры, где было бы сбалансированы нападение и оборона, чтобы игра диктовала использование большого спектра ударов. Из существующих, наверно, «невка» ближе всего к этому стоит. Ну, и конечно, сеты должны быть достаточно длинными. Я бы еще оборудование несколько изменил: лузы чуть свободней, шары легче, сукно быстрее. Я думаю, это бы сильно расширило диапазон ударов.

Существует ли у тебя защита торговой марки, и как можно идентифицировать твой кий?

Идентифицировать кий можно по моему клейму: серебряные буквы «ДМ». Плюс клеймо на бамперной резинке.

В прошлом году у меня была техническая возможность и все кии прошлого года имеют лазерную гравировку на резьбовом винте: моя фамилия, год и номер кия.

Ну, что ж, спасибо, Дмитрий, за подробные ответы. Удачи!

Обсудить на форуме

Интервью

Статьи о игроках

Школа

Исторические артефакты

Авторы