Правила игры «Bonus Ball»

действительны с 1 января 2008 года

  1. Определение очередности начального удара
  2. Правильный начальный удар
  3. Продолжение игры
  4. Выставление шаров
  5. Правильный удар
  6. Нарушения правил
  7. Время и ведение счета
  8. Дополнительный раунд
  1. В игре используются биток, 4 фиолетовых, 4 оранжевых и один черный (Бонус).
  2. Шары требуется забивать в определенной последовательности: 1 — фиолетовый, 2 — оранжевый, 3 — Бонус.
    1. если игрок закончил подход, пытаясь забить фиолетовый шар, свой следующий подход он начинает, играя фиолетовый
    2. если подход завершился промахом на оранжевом шаре, следующий подход игрок начинает, играя оранжевый
    3. у игрока есть единственная попытка забить после оранжевого шара черный. если подход был окончен промахом при попытке забить Бонус, то последовательность шаров считается прерванной, и игрок при следующем визите к столу начинает новую, играя с начального, фиолетового шара.
  3. 3. Пирамиду устанавливает разбивающий игрок. Пирамида ставится, как изображено, головной шар (фиолетовый) находится на задней отметке. Бонус ставится на центральную отметку.

1. Определение очередности начального удара

Право первого начального удара определяется раскатом. В дальнейшем начальный удар каждой партии выполняется игроками по очереди.

2. Правильный начальный удар

Начальный удар является правильным, если два или более прицельных шаров были доведены до борта, а биток не был забит в лузу. Все шары, упавшие в лузу при начальном ударе, выставляются. При начале подхода игрока на столе должны находиться все 9 прицельных шаров. Подход разбивавшего игрока продолжается, даже если при начальном ударе не было забито ни одного прицельного шара. При выполнении начального удара биток должен располагаться за передней линией. При выполнении начального удара биток должен сперва коснуться головного фиолетового шара, независимо от цвета шара, который требуется играть следующим согласно последовательности. Нарушение этого правила является фолом и право на начальный удар и последующий подход переходит к сопернику сфолившего. В случае выполнения неправильного начального удара соперник сфолившего устанавливает пирамиду заново и выполняет начальный удар.

3. Продолжение игры

Если после забитого оранжевого шара на столе остается лишь один Бонус, и игрок забивает и его, шары вновь устанавливаются в пирамиду для начального удара следующей партии, Бонус при этом ставится на центральную отметку. Игрок продолжает свой подход, разбивая пирамиду.

Если же игрок не забивает Бонус, начальный удар следующей партии выполняет его соперник.

Очень важно, чтобы игроки всегда вели подсчет набранных очков. Это важно, во-первых, чтобы сам игрок знал, какие шары забил, а его соперник видел, какой цветной шар тот должен играть следующим в последовательности. Игрок должен зафиксировать свой счет по окончании своего подхода. Если до начала подхода соперника этого не сделано, то свой следующий подход игрок продолжает с того счета, который был записан последним.

Игрок признается победителем в матче, если он набирает 21 очко в отведенное на игру время. Игрок набирает очки, забивая шары правильным ударом. Забитый фиолетовый шар приносит 1 очко, оранжевый — 2, Бонус — 3. Шары требуется забивать в последовательности фиолетовый — оранжевый — черный, одна такая цепочка приносит игроку 6 очков. Если игроку не удается забить Бонус, он набирает за сыгранную последовательность всего три очка и его подход заканчивается. Свой следующий подход игрок должен начинать вновь с фиолетового шара.

В любой момент партии игрок может заказать Бонус в ЛЮБУЮ лузу комбинацией через шар или карамболем от цветного шара, но при этом биток должен первым коснуться очередного шара последовательности (фиолетового либо оранжевого). В случае успешного выполнения заказанного удара игрок получает три бонусных очка, а Бонус выставляется на центральную отметку. Подход игрока продолжается игрой по шару того же цвета, что и в предшествующем ударе.

4. Выставление шаров

Если игрок забивает биток вместе с цветным шаром, либо забивает шар неправильным ударом, такой шар выставляется на соответствующую отметку, как изображено на иллюстрации. Фиолетовый на заднюю, оранжевый на переднюю, Бонус — на центральную. Следует помнить, что Бонус должен быть выставлен на центральную отметку всякий раз, когда он забит в лузу. Если отметка занята, шар выставляется как можно ближе к мешающему по линии от отметки в направлении ближайшего короткого борта. В случае с Бонусом он выставляется в направлении задней отметки.

Если игроку согласно последовательности требуется играть шар определенного цвета, а он отсутствует на столе — такой шар следует выставить на соответствующую отметку. Шар должен быть выставлен непосредственно перед ударом по нему, а не заблаговременно. Если игрок забивает вместе с цветным шаром биток, забитый шар не засчитывается и выставляется на отметку. Соперник получает биток с руки в любом месте стола.

5. Правильный удар

Все шары должны быть сыграны по заказу (шар — луза, без уточнения таких подробностей, как карамболи, количество бортов и пр.). Заказывать очевидные шары (прямые и без других шаров поблизости от лузы) не требуется. Соперник играющего имеет право уточнить заказ шара и лузы. Дуплеты, комбинации и карамболи не считаются очевидными ударами и должны всегда играться по заказу. Если заказ такого шара не объявлен, шар не засчитывается, и ход переходит к сопернику, который продолжает игру из сложившейся позиции. После соударения битка с прицельным шаром необходимо, чтобы любой из шаров на столе совершил касание с бортом. Невыполнение этого правила влечет переход хода, при этом соперник получает биток с руки в любом месте стола. Нельзя объявить отыгрыш, при этом забивая шар. Правильно забитый шар обязывает игрока продолжать подход.

Перемещение шаров неразрешенным способом является нарушением, которое наказывается предоставлением игры с руки для соперника сфолившего. Забитые при этом шары выставляются, очки не начисляются.

Если вместе с заказанным очередным шаром забит какой-либо другой шар, такой шар выставляется. Нарушением правил это не является. Все неправильно забитые шары выставляются. Случайно забитые шары не считаются и также должны быть выставлены. Если любой из прицельных шаров выскакивает за пределы стола, это является нарушением. Соперник получает биток с руки в любом месте стола. Выскочившие шары возвращаются на стол и выставляются на свои отметки.

Если отведенное на игру время истекло, игрок, находящийся у стола, продолжает свой подход до тех пор, пока не промахнется или не наберет 21 очко. После этого игра считается оконченной.

Игрок должен выполнить удар до истечения лимита времени на удар, иначе соперник получает биток с руки в любом месте стола.

6. Нарушения правил

Нарушением является перемещение шаров частью тела, кием, треугольником и т.д. Если игра ведется без присутствия судьи, такое перемещение должно быть заметным. Простое касание без очевидного изменения шаром своего положения не является нарушением. Касание шаров предметами одежды не является нарушением. Прежде чем взять в руку биток после фола соперника, необходимо получить от него подтверждение, что он совершил нарушение правил. Иначе фолом наказывается игрок, взявший биток (исключение — падение битка в лузу).

Нарушением является падение битка в лузу, двойное касание битка наклейкой при ударе и выбивание битка за пределы стола. Фолом является падение битка в лузу при выполнении начального удара (разбоя пирамиды). Если при этом начальный удар оказывается правильным, то соперник сфолившего принимает позицию на столе, играя битком с руки с любого места. При выполнении удара хотя бы одна нога игрока должна касаться пола, иначе объявляется фол. Фол объявляется, если игрок берет биток, находящийся в движении или выполняет удар по такому битку. Выполнение удара до полной остановки всех шаров на столе является нарушением.

Если биток находится по отношению к прицельному шару на расстоянии меньше кубика мела, игрок должен выполнять удар под углом 45 градусов (по вертикали или по горизонтали) к линии, соединяющей шары. Если игрок соблюдает это требование, удар признается верным, даже если биток после него проследует прямо.

7. Время и ведение счета

На игру в Bonus Ball отводится 15 минут. За это время необходимо набрать 21 очко, иначе назначается дополнительный раунд. Если отведенное время истекло, игрок, находящийся у стола, продолжает свой подход до тех пор, пока не наберет 21 очко, в противном случае назначается дополнительный раунд.

Игровое табло отражает общее время игры и время на каждый удар, лимит составляет 30 секунд (плюс 5 секунд до очередного включения таймера). Очень важным элементом табло является графическое изображение цвета очередного шара для каждого игрока, чтобы игрок видел как то, какой шар является очередным для него, так и то, какой будет очередным для соперника при его следующем подходе.

8. Дополнительный раунд

Начальный удар первым выполняет игрок, имеющий больше очков. Подход игрока продолжается до тех пор, пока он не наберет 21 очко или не промахнется. Если он набирает 21 очко, игра заканчивается. В том случае, если ему не удается набрать 21 очко, его соперник может по своему выбору принять позицию на столе или выполнить начальный удар. После подхода второго игрока (если он потребовался) игра считается оконченной независимо от счета. Победителем объявляется игрок, набравший больше очков.