Правила игры в «14.1 с продолжением»

действительны с 1 января 2008 года

  1. Определение разбоя
  2. Пирамида для «14.1»
  3. Начальный удар
  4. Продолжение игры и победа в партии
  5. Удары, требующие заказа
  6. Выставление шаров
  7. Ведение счета
  8. Особые ситуации при установке пирамиды
  9. Стандартные нарушения
  10. Нарушения при разбое
  11. Значительные нарушения
  12. Патовая позиция

«14.1 с продолжением», известная также как стрейт-пул, играется пятнадцатью пронумерованными шарами и битком. Каждый шар, забитый правильным ударом, приносит одно очко, и первый из игроков, который наберет требуемое количество очков, выигрывает матч. «14.1» является игрой с продолжением в том смысле, что после того, как забиты 14 шаров, они выставляются в пирамиду, и игрок продолжает свой подход.

1. Определение разбоя

Игроки выполняют раскат, чтобы определить, кто будет выполнять первый удар. (См. 1.2 «Раскат для определения очередности игры»).

2. Пирамида для «14.1»

Шары устанавливаются в форме треугольника, при этом верхний шар пирамиды находится на задней отметке. При последующих установках пирамиды она выставляется без головного шара — если выставляют только 14 шаров. Для определения того, находится предполагаемый подбойный шар в пирамиде или нет, на столе должен быть обозначен контур треугольника.

3. Начальный удар

К начальному удару применимы следующие правила:

  1. Начальное положение битка — с руки за передней линией.
  2. Если не забит заказанный шар, биток и два прицельных шара должны быть доведены до борта, иначе разбой считается выполненным с нарушением (см. 8.4 «Доведение до борта»). В наказание от счета разбивавшего игрока вычитаются два очка (см. 4.10 «Нарушение при разбое»). Соперник разбивавшего игрока может принять сложившуюся позицию либо предложить тому еще раз выполнить разбой, до тех пор пока при ударе не будут соблюдены требования, предъявляемые к разбою, или соперник разбивающего не примет позицию (см. 4.11 «Значительные нарушения»).

4. Продолжение игры и победа в партии

Игрок продолжает свой подход у стола до тех пор, пока правильным ударом забивает шары или если выигрывает партию, набирая необходимое число очков. Когда 14 шаров пирамиды забиты, игра приостанавливается на время выставления очередной пирамиды.

5. Удары, требующие заказа

Требуется объявлять заказ при каждом ударе, как предписано Правилом 1.6 «Стандартный заказной удар». Игрок может объявить «отыгрыш», по завершении которого право удара переходит к сопернику, а все забитые при отыгрыше шары выставляются.

6. Выставление шаров

Все шары, забитые либо с нарушением, либо при отыгрышах, либо без заказа, а также выскочившие со стола, должны быть выставлены (См. 1.4 «Выставление шаров»). Если 15-й шар пирамиды должен быть выставлен и остальные четырнадцать шаров никак не были затронуты, 15-й шар выставляется на вершину пирамиды, и судья может воспользоваться треугольником, чтобы обеспечить ее плотную установку.

7. Ведение счета

Шар, забитый по заказу и правильным ударом, приносит игроку, который выполнял удар, одно очко. Каждый дополнительный шар, упавший при таком ударе, также приносит одно очко. В качестве наказания за нарушения из счета игрока, совершившего фол, вычитаются очки. Вследствие этого счет игрока может быть отрицательным.

8. Особые ситуации при установке пирамиды

В тех случаях, когда биток или 15-й прицельный шар мешает установке очередной пирамиды, в действие вступают нижеследующие особые правила. Считается, что шар мешает выставлению пирамиды, если он находится в пределах обозначенного контура треугольника или перекрывает его своей проекцией. Судья в случае обращения игрока может вынести решение, мешает шар пирамиде или нет.

  1. Если 15-й шар оказывается забит в ходе того же удара, при котором забивают 14-й, то в пирамиду выставляются все 15 шаров.
  2. Если пирамиде мешают оба шара — и 15-й, и биток, — все 15 шаров выставляются в пирамиду, а игрок получает биток с руки за передней линией.
  3. Если пирамиде мешает только прицельный шар, то он выставляется на переднюю отметку (или на центральную, если передняя отметка занята битком).
  4. Если пирамиде мешает только биток, то он располагается так: если прицельный шар находится перед передней линией или на ней, то биток с руки за передней линией; если прицельный шар находится за передней линией, то биток выставляют на переднюю отметку (или на центральную, если передняя отметка занята).

В любом случае, нет никаких ограничений и требований относительно того, по какому из прицельных шаров игрок должен выполнять следующий удар после установки новой пирамиды.

Биток
находится
В пирамиде Не в пирамиде и не на передней отметке* На передней отметке
15-й шар
находится
В пирамиде 15-й шар: на заднюю отметку
Биток: за передней линией
15-й шар: на переднюю отметку
Биток: на месте
15-й шар: на центральная отметку
Биток: на месте
В лузе 15-й шар: на заднюю отметку
Биток: за передней линией
15-й шар: на заднюю отметку
Биток: на месте
15-й шар: на заднюю отметку
Биток: на месте
За передней линией, но не на передней отметке* 15-й шар: на месте
Биток: на переднюю отметку
Не за передней линией и не в пирамиде 15-й шар: на месте
Биток: за передней линией
На передней отметке* 15-й шар: на месте
Биток: на центральную отметку
* На отметке означает, что он мешает выставлению на нее шара

Сводная таблица ситуаций при установке пирамиды для «14.1»

9. Стандартные нарушения

Если игрок совершает фол, из его счета вычитается очко, шары выставляются при необходимости, а право удара переходит к его сопернику. Биток остается на месте, за исключением ситуаций, перечисленных ниже. Стандартные фолы при игре в «14.1» таковы:

10. Нарушения при разбое

Нарушение правил при выполнении разбоя наказывается потерей двух очков, как указано в Правиле 4.3 «Начальный удар», а также возможным повторением разбоя. Если одновременно совершаются стандартное нарушение и нарушение при разбое, фол присуждается как за нарушение при разбое.

11. Значительные нарушения

В зачет трех фолов подряд (Правило 6.14) идут только стандартные нарушения, то есть нарушение при разбое не считается одним из трех таких фолов. За третий подряд совершенный фол вычитается, как обычно, одно очко, а затем дополнительно вычитаются 15 штрафных очков, а счет фолов, совершенных игроком подряд, обнуляется. Все 15 шаров устанавливаются в пирамиду, и игрок, допустивший нарушение, должен выполнить удар в соответствии с требованиями к начальному удару.

В случае неспортивного поведения (Правило 6.16) судья выбирает наказание в соответствии с природой нарушения.

12. Патовая позиция

В случае возникновения патовой позиции (См. 1.12 «Патовая позиция») игроки должны снова выполнить раскат, чтобы определить, кто будет выполнять начальный удар.