Финал, полный драматизма

Буря эмоций со стороны зрителей и самих игроков сопровождала финальный матч турнира в Шанхае.

В любом виде спорта встреча в финале первого и второго номеров мирового рейтинга располагает к ожиданию напряженной борьбы. Если все решается в самой концовке, значит, накал страстей максимальный. Но если и в ходе самого матча встретились моменты, вызвавшие крайне эмоциональную реакцию игроков и зрителей, то впору говорить о том, что в Шанхае состоялся один из самых драматичных финалов.

В первом же фрейме была эмоциональная концовка. Марк Селби в ответ на 14 очков Марка Уильямса провел серию в 74 очка. Валлийцу нужен был снукер. Он набрал 16 очков и тут же поставил снукер, из которого Селби не выбрался. Последовал клиренс Уильямса на двух красных шарах (41 очко) и победа со счетом 75:74. Селби не дрогнул и провел два победных фрейма, сделав прекрасную серию в одном из них в 113 очков. Уильямс уравнял счет первой полусессии — 2:2.

В утренней сессии игралось 9 партий. В шестом фрейме Уильямс сделал брейк 132 очка, но в целом, на отрезке с пятого по девятый фреймы преимущество было на стороне Селби, которое могло стать существенным, если бы при счете 5:3 англичанин сумел выиграть фрейм, но перевеса в 44 очка ему не хватило. Уильямс, набрав в решающем подходе 67 очков, свел отставание в счете к минимуму — 4:5.

Первая сессия, по существу, стала борьбой за получение психологического преимущества. Уильямс много рисковал, шел на сложные удары, рассчитывая на то, что он подавит соперника. Но ударам не хватало точности, а Селби не только выдержал натиск, но и при ведении матча в таком ключе имел преимущество, а, соответственно, и психологический перевес. Важно то, что психологическая борьба развернулась с самого начала финала. К этому нам еще придется вернуться. Кроме того, важно отметить и то, что при оборонительных действиях (отыгрыши, решение сложных позиционных проблем и постановка снукеров) оба соперника действовали весьма точно, отчего напряжение борьбы только возрастало. В таких ситуациях для точного выполнения действий требовалась максимальная концентрация. И об этом еще придется вспомнить...

Вечерняя сессия началась с победного фрейма Селби, а в следующей партии он мог сделать счет 7:4, но в сложной и нервной концовке верх взял Уильямс. Ситуация повторилась при счете 7:5. Ведь были же хорошие возможности у Селби уйти в отрыв, но Уильямс и тут сократил отставание в счете до минимума. Более того! Как оказалось, это был лишь первый из четырех фреймов, выигранных двукратным чемпионом мира подряд. На этой стадии матча Уильямс стал доминировать К нему пришло спокойствие, а класса Эм Джэю не занимать. В 16-м фрейме после серии валлийца в 88 очков счет стал 9:7 в его пользу. Развязка близилась, а в конечном итоге уже мало кто сомневался.

И вот семнадцатый фрейм, который мог стать решающим. Счет 47:1 в пользу Уильямса, и он ставит сложный снукер, из которого найти какой-то приемлемый выход было чрезвычайно сложно. Поразмыслив, но не найдя безопасного удара, Селби вынужденно пошел на удар отчаянья. Пущенный с большой силой биток от борта врезался в скопление шаров, но не было ясно, какого шара коснулся биток раньше — красного (тогда фола нет) или розового, что карается штрафом, как и одновременное касание этих шаров в данной ситуации. Эйриан Уильямс — рефери финала — пришел в замешательство. Как при всем его опыте определить, что же произошло? Как принять важное решение, если нет полной уверенности? Первой реакцией рефери было назначение фола с «миссом». Но все же Эйриан решил посоветоваться с игроками, что допускают правила снукера. Марк Уильямс считал, что был фол, а Селби в этом не был уверен. И тут было решено посмотреть на большом экране видеозапись игрового момента. Но даже при многократных повторах на экране трудно было дать однозначную оценку. При скрупулезном анализе Эйриан пришел к выводу, что удар был произведен без нарушения правил, что я готов подтвердить, исходя из собственного судейского опыта.

Уже после матча выяснилось окончательно, что фола не было. Но вместе с тем стала известна реакция Марка Уильямса на этот эпизод во время поиска решения. Оказалось, что валлиец остался при своем мнении и был просто возмущен несправедливым, по его мнению, решением рефери. Он в сердцах (после матча) даже бросил фразу о том, что с таким же «успехом» матч мог судить от рождения слепой Стиви Уандер. Это очень важно для оценки дальнейшего течения матча.

Итак, Марк вел в матче со счетом 9:7 и во фрейме — 47:1. До завоевания титула оставался даже не шаг, а полшага. Но разгневанный Уильямс тут же пошел на крайне сложный удар, который даже в спокойном состоянии было непросто исполнить. Это привело к промаху и открытая позиция досталась Селби. Так счет стал 9:8, а Марк Уильямс от этого вскипал еще больше.

Протокол 18-го фрейма содержит целых 17 записей. Тут и взаимные фолы, и короткие серии (лучшая — всего 20 очков), тут и окончательный счет 78:60 в пользу Селби. Понятно, что и в этой партии у Уильямса были неплохие шансы на победу во всем матче. Достаточно сказать, что ошибся он на несложном зеленом шаре. Такие шары обычно он играет чуть ли не с закрытыми глазами. Был допущен технический брак, обусловленный скованностью мышц, а это очевидное следствие сложного психологического состояния.

Настало время решающего фрейма. Обращусь к протоколу. Вот записи: 31, 1, Ф4, 8 и 25. И все это очки Марка Селби. В графе Уильямса записей нет... Но шансы-то были! Ключевым стал момент, когда в поисках отыгрыша Селби внимательно рассматривал сложный плант, но от этого варианта ему пришлось отказаться. Марк произвел другой отыгрыш, в ходе которого в лузу угодил красный шар из куда более сложного планта, пристально Селби неизученного. Это позволяет утверждать, что шар был слу-чай-ным! И вот после этого Марк Селби принял верное в сложившейся позиции решение и поставил сложный снукер. Тут уж у Уильямса произошел нервный срыв. Вот когда уместно вспомнить об общем характере матча и о том, сколько эмоций было расплескано игроками за почти семь часов чистого времени матча. Уильямс в сердцах совершил сильный и совершенно не прицельный удар, после чего перед Селби открылся простор для решающей атаки. Не хватает решимости упрекать великого снукериста Марка Уильямса в неспортивном поведении. Его понять можно. Не стану я разделять мнение тех болельщиков, которые склонны обвинять Марка Селби в нечестных методах ведения борьбы. Эта тема очень важная, но вместе с тем и сложная. Полагаю, к ней стоит обратиться на страницах снукерного блога.

Давайте же подведем итог этой ожесточенной схватки. Селби завоевал свой второй титул. Он получил 65 тысяч фунтов стерлингов и 7000 рейтинговых очков. Теперь ясно, что 3 октября после первого в сезоне пересчета очков Селби возглавит официальный мировой рейтинг. Кроме того, Марк довел свою беспроигрышную серию в официальных турнирах, дающих рейтинговые очки, до 12-и матчей (семь на РТС в Германии и пять в Шанхае). Это лишнее подтверждение тому, что Марк Селби является очень стабильным игроком, и успех пришел к нему вовсе не случайно.

Давайте поостынем после бури эмоции! На это у нас с вами есть три дня. А уже 15 сентября на нашем телеканале начнутся репортажи из Бразилии.