«Billiard Encyclopedia: an Illustrated History of the Sport»

Роберт Бирн · 11 ноября 2008

Просто потрясающая, великолепная и невероятная книга! Потрясающая из-за его объема — во втором дополненном издании 558 страниц большого формата (9 х 13 дюймов), около девяти фунтов веса и всего 800 иллюстраций. Великолепная из-за качества бумаги, переплета и макета, фотографий с большим разрешением и красочной цветовой палитры. Невероятная потому, что ее выпустили всего лишь два человека, без финансовой поддержки правительства, торговых ассоциаций и производителей. Два человека, которые до этого не имели печатных трудов, а также опыта издательской деятельности и исторических исследований.

Когда в 1988 году они начали собирать информацию, я был настроен скептически. Я очень сомневался в том, что эти два человека смогут в одиночку произвести на свет задуманную ими монументальную книгу об истории бильярда и бильярдного оборудования. Я, однако, не учел степень их одержимости. Книга отняла у жителей Нью-Йорка Пола Рубино и Виктора Штейна шесть долгих лет. Чем глубже они вникали в предмет, тем глубже в нем утопали. Им приходилось работать по шестнадцать часов в сутки во имя достижения цели, которая, казалась, удалялась по мере того, как они к ней приближались.

Поначалу их интерес был сосредоточен на киях и их изготовлении (Рубино занимался изготовлением киев в течение четырнадцати лет). Однако обнаружились такие интересные произведения искусства и исторические факты, что им пришлось существенно расширить поле своих исследований. Тем не менее около двух сотен страниц посвящены киям и их изготовителям. Главные усилия были направлены на то, чтобы проследить историю бильярда с самого его зарождения. Это привело их к изучению игр с палкой и шаром в Древней Греции и даже в Древнем Египте. По существу именно их вопросы заставили видного египтолога д-ра Роберта Стивена Бианки по-новому взглянуть на значение игр и ритуалов с шаром и мячом в те далекие времена. И Бианки включил в Бильярдную энциклопедию свой захватывающий очерк.

Многочисленные игры на земле с палкой и шарами чем-то напоминают современный бильярд, однако бильярдный стол появился лишь в конце XIV века. Что касается так называемого «земляного бильярда», то его с таким же успехом можно назвать предшественником не только самого бильярда, но и травяного хоккея, хоккея на льду, крикета, гольфа, тенниса и бейсбола.

Шестьдесят страниц, посвященных древней истории — с десятками фотографий наскальных рисунков, гобеленов, картин и артефактов — явились итогом кропотливой и трудоемкой подготовительной работы, выполненной на высоком профессиональном уровне. Профессиональные историки должны задать себе вопрос, почему за это дело взялись два любителя. Конечно, авторы — не простые любители. Они преданные поклонники игры, которые вложили свои сердца, души — и деньги — на создание книги, призванной отразить красоту и величие самой игры. За пять лет у них скопилось тридцать тысяч фотографий, в том числе восемь тысяч цветных слайдов. Большая их часть была отснята самостоятельно, некоторые были одолжены у коллекционеров и музеев, некоторые были выполнены по их заказу профессиональными фотографами, которым платили до 00 в день.

Кстати, о расходах. Начальные затраты на выпуск первых 2500 экземпляров книги, не считая расходов за предыдущие пять лет, составили примерно полмиллиона долларов. К примеру, изготовление лишь одной цветоделенной фотоформы для цветной иллюстрации обошлось в 0... а их там 520. Выпуск книги на столь высоком полиграфическом уровне требует чрезвычайно больших вложений, даже если попытаться уменьшить расходы за счет осуществления этого выпуска в Азии. Авторы, однако, не пошли по этому пути. Они обратились к лучшим в стране изготовителям книг по искусству — издательству «Steinhour Press» в Луненбурге, штат Вермонт.

Листать этот волшебный том — все равно, что присутствовать на праздничном концерте из десяти отделений, каждое из которых радует глаз и разум. Десять отделений — это «Эволюция древних игр с шаром и битой», «Историческое развитие развлекательных и спортивных игр», «История и предыстория бильярда в Европе», «Музей Нормана Клэра и Турстонском бильярдном зале», «Бильярд в Америке», «Столы, сукно и шары», «Конструкция киев», «Легендарные изготовители киев», «Современные изготовители киев» и «Коллекционирование».

Я был особенно поражен сотней высококачественных фотографий киев и столов. Впечатляет художественное мастерство их изготовления и оформления. Если вы не особенно интересуетесь киями и столами, то вы проявите к ним интерес, когда увидите, что могут изготовить подлинные мастера.

Это книга не о чемпионах по снукеру, карамболю или пулу, хотя там представлены портреты многих чемпионов прошлых лет. Там мало говорится о современном состоянии бильярдной игры. Нет и методических указаний. Второе издание (1996) включает библиографический указатель, который, к сожалению, отсутствовал в первом издании (1994).

По существу это грандиозная презентация одной из старейших и популярнейших в мире игр, ее искусства, ее материального воплощения и ее яркой истории. Штейн и Рубино сделали нам ни с чем не сравнимый подарок. По сравнению с ней любая книга, в том числе и моя, выглядит жалкой и ничтожной.