Интервью с Шандором Тотом

23 февраля 2007

Говорят, когда Шандор Тот играет «сводки», непременным атрибутом окружающей обстановки является кружка пива. Вот и теперь, несмотря на то, что в этот день ему еще предстояли игры за выход в «олимпийку», Шандор расположился за столиком с бокалом янтарного пенного напитка.

Pro: Шандор, вы серб по национальности, но в недалеком прошлом выступали за Венгрию. Теперь же вы играете за Сербию. В чем причина вашего возвращения под знамена Родины?

Мы жили в бывшей Федеративной Республике Югославии, когда начались военные действия. Федерация бильярда Югославии прекратила свое существование. И поскольку я хотел выступать на международном уровне, играть на чемпионатах Европы и мира, я был вынужден уехать. Мой отец — венгр, и я уехал в Венгрию, где провел 8 лет. При этом у меня два гражданства — сербское и венгерское, поэтому я и мог представлять Венгрию без малого 7 лет. А теперь все успокоилось, и я смог вернуться домой, в Нови-Сад.

Pro: Какую игру предпочитаете?

Пожалуй, «восьмерку». Фактор случайности в ней минимален.

Pro: С образованием IPT, кажется, все поголовно полюбили «восьмерку»...

Ну да, разумеется. Но в моем случае это не является определяющим фактором. Я ведь становился чемпионом Европы по «восьмерке» (в 2002 году в финском Тампере — Прим. ред.). В «девятке» тоже удавалось достичь хороших результатов, но — в этом виде слишком велик фактор удачи. Случайности в «девятке» — процентов на 80. В «девятке» вы можете сделать с полсотни промахов за партию и в результате победить. Это несправедливо.

Pro: Как вы оказались в числе игроков IPT?

В этом году я трижды играл квалификацию, выиграл, попал в основную сетку. В Лас-Вегасе вошел в число 36 лучших. А теперь по итогам года я занимаю достаточно высокое место в общем рейтинге, чтобы не беспокоиться за свою судьбу в будущем году — мне уже не придется проходить отбор.

Pro: Сколько партий подряд собирали в «восемь», в «девять»?

В «девятку» — 11 с кия. В «восьмерку» — 10. На тренировке, конечно. В стрейте мое лучшее достижение — 276 очков. В стрейт я мало играю, турниров почти нет, разве что на чемпионате Европы удается. Я иногда люблю поупражняться в стрейт, это очень хорошая игра. «Девятка» легче остальных игр. В нее едва ли не каждый может неплохо играть, если попадает как следует. В «восьмерке» же нужно включать голову по полной программе.

Pro: Вы как-то сказали, что мечтаете о победе на чемпионате мира. Вы еще не расстались с этой мечтой?

Да, я по-прежнему стремлюсь к этому титулу. Полагаю, изменения в регламенте турнира к лучшему. Поочередный разбой — да, это хорошо. При таком формате зависимость от везения будет сведена к минимуму, иначе слишком уж велика доля случая. К тому же на коротких сетах любой способен победить любого. Тот, кто играет два года, может победить того, кто играет пять лет. Меньше всего случайности — при игре длинными сетами: до 20 побед, до 50! В таком случае ее практически нет. Ну пускай 10 процентов, но это приемлемый уровень.

Pro: Так что же вам больше по душе, серийный разбой или поочередный?

Либо то, либо другое, одинаково неплохо. Лишь бы не так, как сейчас на Евротурах: три раза разбиваете вы, три раза я. Просто смешно. Это уже не пул получается. На Евротурах сейчас вообще не знают, что еще придумать — то в одну сторону пирамиду сдвинут, то в другую. Точки вот стали под ромбик пробивать. Теперь каждый может легко забивать с разбоя по три-четыре шара. Возьмем для примера теннис: если у вас лучше подача, вы побеждаете. Так и в пуле, хороший разбой — на 70-80 процентов залог успеха. Забиваешь по три-четыре шара — и сносишь партию.

Pro: И все же, какой из вариантов разбоя, по-вашему, лучше? Разве не при серийном разбое лучший игрок получает возможность доказать, что он лучше?

Да, разумеется. Но я объясню, почему в данном случае серийный разбой не лучше поочередного. Смотрите, вы отсюда летите за тридевять земель, на Филиппины, как сейчас, в США или, скажем, в Японию, а там какой-то парень заряжает вам семь-восемь партий с кия, — вы слетали впустую. При таком раскладе поочередный разбой очень кстати. В других же условиях хорош серийный, вы тогда можете продемонстрировать свои бойцовские качества, попытаться сделать серию партий.

Pro: Вам какой стиль игры больше нравится? Защитный, медленный, или быстрый и агрессивный?

Мне нравится, как играют филиппинцы. Знаете, не быстро, но и не медленно, в своем ритме. И я так стараюсь делать.

Pro: А кто победит на Russia Open?

Не знаю, не знаю... Может, Бустаманте (впоследствии именно Шандор опустил шлагбаум на пути Бустаманте к победе, обыграв его в «олимпийке» в контровой партии. — Прим. ред.). У него самый лучший разбой. И эта филиппинская мягкая техника...

В этот момент приходит сербский друг Тота, Андрея Класович, и сообщает, что наш собеседник вынужден удалиться на очередной поединок. Задаем последний вопрос:

Pro: Слышали, вы сказали в разговоре с Драго, что предстоящий чемпионат мира станет для вас последним турниром в этом году?

Да, уже достаточно. Пора и отдохнуть.