Правила игры «Горошина»

Если ситуация явно не описана в настоящих правилах, следует обратиться к Общим правилам пула.

  1. Тип игры
  2. Количество игроков
  3. Используемые шары
  4. Расстановка шаров
  5. Розыгрыш личных номеров
  6. Цель игры
  7. Ведение счета
  8. Разбитие
  9. Правила игры
  10. Неправильно забитые прицельные шары
  11. Выскочившие прицельные шары
  12. Выскакивание за борт или падение в лузу битка
  13. Штрафы за нарушения

1. Тип игры

«Горошина» рассчитана на любителей пула, предпочитающих такую групповую игру, в которой каждый участник играет индивидуально и в которой, кроме того, присутствует элемент везения (не столько в самой игре, сколько при розыгрыше «горошин»). В ней, кроме того, в значительной степени уравниваются шансы игроков самого различного уровня.

2. Количество игроков

Двое и больше, однако лучше всего играть вчетвером, впятером или вшестером.

3. Используемые шары

Стандартный набор прицельных шаров от 1 до 15 плюс биток. Кроме того, используется набор из пятнадцати занумерованных «горошин» (шариков) и непрозрачный сосуд для их перемешивания.

4. Расстановка шаров

Стандартная треугольная пирамида с единицей на задней отметке, двойкой в правом углу и тройкой в левом. Остальные шары располагаются в произвольном порядке.

5. Розыгрыш личных номеров

После того как шары расставлены, но игра еще не началась, каждый участник извлекает из сосуда одну «горошину». Номер «горошины» является личным номером участника и сохраняется в секрете.

6. Цель игры

Правильно забить прицельный шар, номер которого совпадает с личным номером участника.

7. Ведение счета

За забитые шары очки не присуждаются. Побеждает игрок, правильно забивший прицельный шар, номер которого совпадает с его личным номером.

(Вариант. Игрок, правильно забивший свой прицельный шар, получает по два очка от каждого из своих соперников. Если же «собственный» прицельный шар кого-либо из игроков забит не им, то игрок, забивший данный шар, получает одно очко, а игрок, чей шар забит в лузу, теряет одно очко. Участники, чьи прицельные шары забиты другими, продолжают наносить удары в порядке принятой очередности. Однако если игрок до начала нанесения следующего удара не объявит о том, что его собственный шар забит другим, то он дисквалифицируется до конца партии, а игрок, забивший его прицельный шар, получает не одно, а два очка. Если ни одному из участников не удалось забить свой прицельный шар, то партия заканчивается сразу после того, как последний «собственный» шар оказывается в лузе. В следующей партии очки удваиваются, а разбитие в ней производит игрок, забивший последний «собственный» шар в предыдущей партии.)

8. Разбитие

Участник, вступающий в игру первым, должен произвести открытое разбитие. В противном случае вступающий в игру соперник имеет право (1), приняв сложившуюся на столе позицию, выполнить удар с руки из дома или (2) после расстановки шаров заново произвести разбитие сам.

9. Правила игры

  1. Правильно забитый прицельный шар дает право играющему продолжить свою серию.
  2. При выполнении любого удара необходимо, чтобы биток коснулся вначале шара с наименьшим номером, после чего должен (1) упасть в лузу какой-либо прицельный шар или (2) дойти до борта биток или один из прицельных шаров. В противном случае объявляется фол.
  3. Игрок, правильно забивший прицельный шар в лузу, обязан нанести следующий удар. Он не имеет права объявлять отыгрыш с последующим выставлением забитого шара.
  4. Если при выполнении удара с руки из дома (например, после падения в лузу битка) прицельный шар с наименьшим номером оказывается в доме, то по усмотрению играющего он может быть выставлен на заднюю отметку.

10. Неправильно забитые прицельные шары

Все выставляются, штраф не налагается.

11. Выскочившие прицельные шары

Все выставляются, штраф не налагается.

12. Выскакивание за борт или падение в лузу битка

Вступающий в игру соперник играет с руки из-за передней линии.

13. Штрафы за нарушения

Очки не вычитаются. Вступающий в игру соперник имеет право либо (1) принять сложившуюся на столе позицию и выполнить удар, либо (2) потребовать, чтобы удар из той же позиции произвел нарушитель (сюда же относится и случай, когда удар выполняется с руки из-за передней линии).