Определения, используемые в правилах

действительны с 1 января 2008 года

  1. Части стола
  2. Удар
  3. Забитый шар
  4. Доведение до борта
  5. Шар выбитый со стола
  6. Скрэтч
  7. Биток
  8. Прицельные шары
  9. Сет
  10. Треугольник
  11. Разбой
  12. Подход игрока
  13. Положение шаров
  14. Выставленные шары
  15. Восстановление позиции
  16. Перескок
  17. Отыгрыш
  18. Кикс

В тексте настоящих правил используются следующие определения.

1. Части стола

Части стола

Нижеследующие определения частей стола относятся к приведенной диаграмме. Некоторые детали относительно точного размера и положения можно найти в «Требованиях к оборудованию» WPA. Подробности на сайте WPA www.wpa-pool.com

Стол состоит из деревянных бортов (поручней), упругих бортов, игровой поверхности и луз. Задняя часть стола — та, где обычно выставляют пирамиду шаров, а передняя — та часть, где обычно находится биток при начальном ударе.

«За передней линией» — это пространство между передним коротким бортом и передней линией, не включающее в себя переднюю линию.

Как показано на диаграмме, на игровой поверхности стола существует четыре «линии»:

  • продольная линия, проходящая по вертикальной оси стола;
  • передняя линия, ограничивающая одну четверть стола, ближайшую к переднему борту;
  • задняя линия, ограничивающая одну четверть стола, ближайшую к заднему борту;
  • центральная линия между средними лузами.

Линии размечаются только так, как описано ниже.

В борта (поручни) могут быть вмонтированы особые метки, именуемые бриллиантами или точками, которые отмечают 1/4 ширины и 1/8 длины стола, измеренной от одного носика упругого борта до другого.

На игровой поверхности, которая является плоской частью стола, покрытой сукном, должна быть нанесена следующая разметка, если она используется в конкретной игре:

  • задняя отметка, где пересекаются задняя и продольная линии;
  • передняя отметка, где пересекаются передняя и продольная линии;
  • центральная отметка, где пересекаются центральная и продольная линии;
  • передняя линия;
  • продольная линия на отрезке между задней отметкой и задним коротким бортом;
  • треугольник, либо сплошной линией, либо вспомогательными метками, в зависимости от конкретной игры.

2. Удар

Удар начинается в момент контакта наклейки кия с битком вследствие поступательного ударного движения кия, которое направлено вперед. Удар заканчивается, когда все шары, находящиеся в игре, закончат свое движение и вращение. Удар считается правильным, если игрок не совершил нарушения в процессе удара.

3. Забитый шар

Шар считается забитым, если он приходит в состояние покоя в лузе ниже игровой поверхности стола или попадает в систему ската шаров. Шар, который находится на самом краю лузы и частично опирается на другой шар, считается забитым, если устранение поддерживающего шара приведет к падению первого шара в лузу.

Если шар останавливается возле края лузы и остается очевидно неподвижным в течение пяти секунд, он не считается забитым, если впоследствии он сам собою упадет в лузу. Подробнее см. 1.7 «Стабилизация шара». Судья должен принять меры, чтобы в течение этих пяти секунд не был совершен другой удар. Шар, отраженный из лузы обратно на игровую поверхность, не является забитым. Если биток касается шара, который уже является забитым, то он также считается забитым в лузу независимо от того, останется он в лузе или нет. Судья должен вынимать забитые шары из переполненной или почти заполненной лузы, но ответственность за выполнение этой обязанности возлагается на игрока, производящего удар.

4. Доведение до борта

Шар считается доведенным до борта, если он не находился в контакте с этим бортом, а затем касается его. Шар, который перед началом удара соприкасался с бортом (про такой говорят «шар находится на борту»), считается доведенным до этого борта только в том случае, если он покидает этот борт и затем возвращается к нему. Шар, забитый в лузу или выбитый со стола, тоже считается доведенным до борта. Шар не считается находящимся на борту, если он не был объявлен таковым либо судьей, либо игроком, выполняющим удар, либо его соперником. См. также Инструкцию 27 «Объявление шаров стоящими вплотную».

5. Шар выбитый со стола

Шар считается выбитым со стола, если он приходит в состояние покоя за пределами игровой поверхности стола, но при этом не является забитым. Также выбитым со стола считается шар, который покинул бы пределы стола, если бы не попал в посторонний объект, такой как элемент освещения, мелок или игрок, что заставило шар вернуться на стол.

Шар, который касается верхней части борта (поручня), не считается вылетевшим со стола, если после этого он возвращается на игровую поверхность или попадает в лузу.

6. Скрэтч

Удар, при котором биток падает в лузу, называется скрэтч.

7. Биток

Битком является шар, по которому игрок наносит удар наклейкой кия. Традиционно этот шар белого цвета, но он также может быть помечен логотипом или точками. В лузных видах бильярда оба игрока используют один и тот же биток.

8. Прицельные шары

В прицельные шары направляют биток, обычно в стремлении забить их в лузы. Как правило, они пронумерованы от единицы до числа шаров, используемых в игре. Цвета и метки на прицельных шарах оговариваются «Требованиями к оборудованию» WPA.

9. Сет

В некоторых случаях матч может быть разделен на части, именуемые сетами, причем для победы в матче необходимо выиграть определенное число сетов. В свою очередь, для победы в каждом сете необходимо определенное количество выигранных очков или партий.

10. Треугольник

Треугольник является обрамляющим устройством, которое используется для установки шаров в пирамиду для выполнения начального удара игры. Кроме того, так могут называть зону установки пирамиды.

11. Разбой

Разбоем называется начальный удар матча или партии в зависимости от конкретной игры. Разбой происходит, когда прицельные шары установлены в пирамиду и выполняется удар битком, расположенным за передней линией, как правило, в расчете разбить пирамиду на отдельные части.

12. Подход игрока

Подходом игрока у стола называется его визит к столу в порядке своей очереди. Он начинается с того момента, когда он получает право выполнить удар, и заканчивается с окончанием удара, после которого ему более не разрешено выполнять удар. В некоторых играх игрок может принять решение не выполнять своего подхода в определенных ситуациях, когда обычный порядок игры приводит к его очереди, и в таком случае тот игрок, что находится у стола, продолжает свой подход (например, пуш-аут в «девятке»). Игрок, чья очередь выполнять удар, также называется «бьющим».

13. Положение шаров

Положение шара на столе определяется вертикальной проекцией его центра на игровую поверхность. Шар считается расположенным на линии или отметке, если его центр находится непосредственно над этой линией или отметкой.

14. Выставленные шары

В некоторых играх прицельные шары необходимо помещать на игровую поверхность помимо случаев установки новой пирамиды. Такие шары называются выставленными. См. также 1.4 «Выставление шаров».

15. Восстановление позиции

В случае, если положение шаров нарушено, правилами игры может быть предписано восстановить их в первоначальной позиции. Судья должен вернуть шары в изначальное положение как можно более точно.

16. Перескок

Перескоком является удар, при котором биток перепрыгивает через препятствие, такое, как прицельный шар или часть упругого борта. Будет ли подобный удар признан правильным, зависит от того, каким способом он выполнен, и от намерения бьющего. Обычно правильный перескок выполняется кием, расположенным под углом к поверхности стола, и ударом, направленным в ее сторону, вследствие чего биток отражается от нее.

17. Отыгрыш

Удар называется отыгрышем, если выполняется в ходе игры, которая предусматривает заказные удары, и игрок до выполнения удара объявил судье или сопернику о том, что удар будет «отыгрышем». По завершении отыгрыша право удара переходит к другому игроку.

18. Кикс

Кикс происходит, когда наклейка кия соскальзывает с битка, как правило, по причине того, что удар нанесен слишком далеко от центра битка или наклейка была недостаточно хорошо намелена. Обычно кикс сопровождается резким звуком, его признаком является пятно на наклейке. Хотя некоторые киксы и сопровождаются контактом боковой части кия с битком, считается, что такого контакта не произошло, если только он не явно очевиден. «Зачерпывающий» удар, при котором наклейка одновременно контактирует с битком и игровой поверхностью стола, заставляя биток отрываться от сукна, считается киксом. Обратите внимание, что умышленный кикс подпадает под действие Правила 6.16 «Неспортивное поведение».