Правила игры в «Десятку»

действительны с 1 января 2008 года

  1. Определение очередности разбоя
  2. Пирамида для «Десятки»
  3. Правила разбоя
  4. Второй удар партии — пуш-аут
  5. Забивание шаров и удары по заказу
  6. Отыгрыш
  7. Неправильно забитые шары
  8. Продолжение игры
  9. Выставление шаров
  10. Стандартные нарушения
  11. Значительные нарушения
  12. Патовая позиция

«Десятка» является игрой по заказу, в которую играют десятью прицельными шарами, пронумерованными с первого по десятый, и битком. Шары следует играть по порядку, от меньшего номера к большему. Игрок, забивший шар номер 10 правильным ударом, выигрывает партию, и это может произойти при разбое, без заказа удара. При каждом ударе может быть заказан только один шар (См. 9.5 «Забивание шаров и удары по заказу»).

1. Определение очередности разбоя

Игрок, выигравший раскат, выбирает, кто будет разбивать пирамиду в первой партии (См. 1.2 «Раскат для определения очередности игры»). Стандартным является поочередный разбой, но см. также Инструкцию 15 «Последовательность разбоя».

2. Пирамида для «Десятки»

Прицельные шары как можно более плотно устанавливаются в пирамиду в форме треугольника, шар номер 1 находится на вершине треугольника и на задней отметке, а шар номер 10 в центре треугольника. Остальные шары располагают в пирамиде произвольно, не придерживаясь какого-либо умышленного порядка или позиции. (См. Инструкцию 4 «Установка пирамиды / прибивание шаров».)

Пирамида для «Десятки»

Пирамида для «Десятки»'

3. Правила разбоя

В отношении разбоя действуют следующие правила:

  1. начальное положение битка — с руки за передней линией; и
  2. если не забит ни один шар, то по меньшей мере четыре прицельных шара должны быть доведены до одного или более бортов, в противном случае удар является фолом (См. Инструкцию 17 «Требования к открытому разбою»).

4. Второй удар партии — пуш-аут

Если при разбое не совершено нарушения правил, играющий может выполнить «пуш-аут». Он должен уведомить о своем намерении судью, и в этом случае требования Правил 6.2 «Удар по неправильному шару» и 6.3 «Нет касания бортов после соударения шаров» к данному удару не применяются. Если во время выполнения пуш-аута не совершено нарушений, другой игрок может выбирать, кто будет делать следующий удар. Шар номер 10, забитый при выполнении пуш-аута, выставляется, нарушение правил не объявляется.

5. Забивание шаров и удары по заказу

Всякий раз, когда игрок намеревается забить шар в лузу (кроме как при разбое), он должен объявлять шар и лузу, в которую он собирается его забить, в случае если это не очевидно. Подробности удара, например, число касаний бортов, касаний шаров или их падения в лузу, не имеют значения.

Чтобы забитый шар был засчитан, необходима уверенность судьи в том, что был забит именно намеченный шар. Поэтому в случае выполнения неочевидных ударов, к примеру, дуплета, комбинации и подобных, игрок у стола должен обязательно объявлять заказ шара и лузы. Если у судьи или соперника возникают какие-либо сомнения относительно того, какой удар будет выполнен, они имеют право уточнить заказ.

6. Отыгрыш

После того, как произошел разбой пирамиды, игрок, выполняющий удар, в любой момент игры может объявить «отыгрыш», направив биток в очередной шар, не забивая его, и тем самым заканчивает свой подход у стола. Однако если игрок при этом забивает очередной шар, его соперник имеет право выбора – продолжать игру в сложившейся позиции самому либо вернуть право выполнения удара отыгравшемуся. (См. 9.7 «Неправильно забитые шары», что также применимо в случае отыгрыша.)

7. Неправильно забитые шары

Если игроку не удается забить заказанный шар в заказанную лузу, и он либо забивает шар не в намеченную лузу, либо забивает другой шар – его подход заканчивается, и соперник может продолжать игру в сложившейся позиции или вернуть право выполнения удара сыгравшему.

8. Продолжение игры

Если игрок правильным ударом забивает шар (кроме пуш-аута, см. 2.4 «Второй удар партии – пуш-аут»), все другие шары, забитые при этом ударе, остаются в лузах (кроме десятого, см. 9.7 «Выставление шаров») он продолжает свой подход у стола и выполняет следующий удар. Если при любом правильном ударе (кроме пуш-аута) игрок по заказу забивает шар номер 10, он побеждает в партии. Если же он не забивает шар или совершает нарушение, право удара переходит к другому игроку, и, если фола не было, входящий игрок должен играть битком с того места, где он остановился после удара соперника.

9. Выставление шаров

Если шар номер 10 шар забит с нарушением правил или при пуш-ауте, без объявления заказа или не в заказанную лузу, либо выбит со стола, он выставляется (См. 1.4 «Выставление шаров»). Другие прицельные шары не выставляются ни при каких условиях.

10. Стандартные нарушения

Если игрок совершает стандартное нарушение правил, право удара переходит к его сопернику. Он получает шар с руки и может расположить его в любом месте игровой поверхности стола (См. 1.5 «Игра битком с руки»). Стандартные фолы при игре в «десятку» таковы:

11. Значительные нарушения

Наказанием за три фола подряд (Правило 6.14) является поражение в текущей партии. В случае неспортивного поведения (Правило 6.16) судья выбирает наказание в соответствии с природой нарушения.

12. Патовая позиция

В случае возникновения патовой позиции игрок, который разбивал в этой партии, должен выполнить новый разбой. (См. 1.12 «Патовая позиция»)